Борлас  > Решения  > Управление производственными активами

Управление производственными активами

Сергей Клойзнер, ведущий консультант направления «Ремонты и техобслуживание» Группы «Борлас»:

«Эффективная информационная система управления ТОиР компании с большим количеством дорогостоящих основных средств гарантирует прозрачное расходование ремонтного бюджета, оперативную оценку состояния оборудования, объективное планирование и использование ресурсов, сокращает сроки коммуникаций и даёт собственнику реальное представление о стоимости владения и целесообразности инвестиций».

Системы управления техобслуживанием и ремонтами оборудования — выбор в пользу эффективности

Системы Enterprise Asset Management (управление активами предприятия) появились в 1970-х годах, когда возникли потребности обеспечить надёжную эксплуатацию разнообразных механизмов, аппаратов, приборов, автоматических систем и т. п. Также необходимо было сокращать расходы компаний, которые несли огромные убытки из-за отказов и простоев оборудования.

В российской практике системы ЕАМ также называют информационными системами управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР).

Функциональность EAM-системы включает в себя управление всем жизненным циклом оборудования, начиная с проектирования, изготовления, монтажа, сборки и последующего обслуживания, сервисных и профилактических работ, модернизации, реконструкции и списания.

ЕАМ-системы: эффективность налицо

Современные системы управления техобслуживанием и ремонтами оборудования призваны помочь промышленным предприятиям на пути повышения прозрачности, оперативности и объективности деятельности.

Специалисты Консалтинговой группы «Борлас» оказывают услуги консалтинга по внедрению ЕАМ-систем от ведущих мировых производителей, а также предлагают собственные разработки в этой сфере.

Данные ИТ-решения используются в работе с такими активами, как оборудование, помещения, парк транспортных средств и т.д. С их помощью предприятия могут оптимизировать использование ресурсов и производственных мощностей, снизить производственную себестоимость и в конечном итоге повысить уровень доходности инвестиций. Компании получают возможность устранять запасы излишних и просроченных материалов, упрощать координацию производственных и ремонтных планов, улучшать оперативность и правильность контрактного обслуживания, повышать степень соблюдения природоохранного законодательства, правил промышленной безопасности и охраны труда.

По данным исследований консалтинговой компании A. T. Kearney, системы EAM дают следующие экономические эффекты:

  • Повышение производительности работ по техобслуживанию и ремонтам на 29%;
  • Повышение коэффициента готовности оборудования на 17%;
  • Сокращение складских запасов на 21%;
  • Уменьшение случаев нехватки запасов на 29%;
  • Сокращение аварийных работ на 31%.

ЕАМ-системы позволяют согласованно управлять сразу комплексом процессов:

  • техническое обслуживание и ремонт (ТОиР);
  • материально-техническое снабжение (МТС);
  • управление складскими запасами (запчасти для технического обслуживания);
  • управление финансами, качеством и трудовыми ресурсами в части технического обслуживания, ремонтов и материально-технического обеспечения.

Реалии управления техническим обслуживанием и ремонтами

По оценкам компании Deloitte, на большинстве предприятий России текущий уровень износа оборудования превышает 60%; кроме того, исторически сложившаяся система управления ТОиР, целью которой является гарантированное производство требуемых объёмов без учёта затрат, стала неприменимой в условиях рыночной экономики«.

Сложившаяся практика управления ТОиР, с ориентацией на минимизацию ремонтных затрат, предполагает работу оборудования до отказа, минимизацию численности и квалификации ремонтного персонала, сокращению ремонтных сроков и необходимой потребности в запчастях и материалах.

Такие подходы приводят к неэффективному расходованию выделяемых средств, а именно — не позволяют трансформировать затраты в производственные показатели по выпуску продукции.

Ключевые проблемы, выявленные экспертами при оценке текущей ситуации с управлением ТОиР в отечественной промышленности:

  1. Отсутствует стандартизованный подход к определению приоритетов ремонтных работ. Решение о ремонте принимается на основании экспертного мнения наиболее влиятельного в данной компании специалиста, на основании неформальных оценок, без гарантий обоснованности принятых решений
  2. Выделение дополнительных средств, приводит к увеличению остатков запасных частей и расходов на содержание персонала без значительных изменений надёжности оборудования. Специалисты в области ТОиР пытаются обезопасить себя в будущем, используя полученные дополнительные средства на приобретение ремонтных ресурсов с учётом возможного сокращения финансирования или проблем с поставками.
  3. Фактические ремонтные затраты не очевидны и скрываются за счёт перераспределения затрат между капитальными, текущими ремонтами, профилактическим обслуживанием и модернизацией. Затраты на содержание собственного персонала не включаются в затраты на ТОиР, что существенно влияет на оценку затратной части. Отсутствуют объективные методики оценки эффективности затрат на ТОиР, что не позволяет корректно оценить эффективность работы ремонтной службы.
  4. Решения принимаются централизованно на верхних уровнях руководства с привлечением ограниченного числа специалистов, непосредственно обслуживающих оборудование. При этом знания о состоянии оборудования и необходимости его ремонта и обслуживания сосредоточены у сотрудников на уровне мастеров и начальников участков.
  5. Недостатки в области коммуникации и совместного планирования между специалистами в области различных дисциплин (механики, электрики, энергетики и т.д.) приводят к увеличению простоев оборудования. Взаимодействие служб основывается на личных отношениях руководителей, что не позволяет вести целенаправленную работу по увеличению эффективности проведения ТОиР.

Все эти моменты являются общими для многих промышленных предприятий России и других стран СНГ. Консалтинговая группа «Борлас» реализует проекты по внедрению решений, позволяющих минимизировать подобные проблемы. Примером такого глобального ИТ-решения является проект в АО «KEGOC» — национальной электросетевой компании Республики Казахстан.

Преимущества применения решений «Борлас» в сфере ЕАМ:

Имиджевые. В глазах инвесторов, клиентов, поставщиков, партнёров формируется представление о компании, которая использует современные практики управления. Наличие ERP-системы и системы управления производственными активами в её составе оценивается как существенное конкурентное преимущество.

Организационные. В ходе внедрения пересматриваются и реорганизуются в соответствии с лучшими практиками производственные бизнес-процессы. Предлагаемые консультантами «Борлас» решения дают возможность понять:

  • Кто инициировал то или иное ремонтное мероприятие?
  • Почему мы собираемся выполнять или уже выполнили те или иные работы?
  • Какие ресурсы (трудовые и материальные) нам необходимы?
  • За счёт чего наши плановые затраты отличаются от фактических?
  • Хорош ли текущий поставщик товарно-материальных ценностей и услуг или его надо менять?
  • Хорошо ли работает собственный персонал, не нужно ли поменять способ работ на услугу?
  • В каком состоянии наше оборудование, не пора ли провести модернизацию?
  • Есть ли затянувшиеся работы и вовремя не устраненные дефекты?
  • Правильно ли мы спланирован авариный запас и запас на ПЭРы?

Скорость и качество планирования. Ускоренная отчетность. Позаказное планирование на основе корпоративных норм, которые лежат в основе технологических карт, — это, без сомнения, более качественное планирование, а генерация плана на основе изначально заложенных правил построения графика делает такое планирование краткосрочным.

Исключение необоснованных работ. Достигается за счёт номенклатуры обоснованных работ (по графику, по результатам дефектации, на основании расчёта рисков). Тем самым исключаются необоснованные работы. Основой планирования становятся нормы в техкартах. При подготовке заказов контролируется факт того, что специалист, планирующий работы, не пытается получить несоответствующие материалы или материалы в большем, чем требуется, количестве.

Контроль качества работ и минимизация повторных работ, в том числе:

  • Оптимизация склада за счёт более обоснованного планирования ремонтных мероприятий по номенклатуре и срокам.
  • Оптимизация закупки за счёт отслеживания фактов несвоевременной и некачественной поставки материалов и некачественного выполнения услуг.
  • Минимизация финансовых рисков от отказов за счёт непрерывного мониторинга состояния активов и реализованной методики их оценки.
  • Обоснованность бюджета. Система даёт возможность оперативно посчитать максимальные и минимальные параметры ремонтного бюджета и выбрать оптимальную стратегию его распределения по структурным подразделениям, основанную на фактах.

Общий экономический эффект. Экономический эффект может выражаться в сокращении, стабилизации или хотя бы обоснованном увеличении ремонтных затрат.