Смирнов Иван
Директор департамента безопасности, Группа «Борлас»
ИТС в современных мегаполисах. ИТС как мировой тренд. Расскажите об использовании и развитии при создании российских ИТС мирового опыта?
Крупные мегаполисы реализуют свои собственные программы ИТС, поэтому опыт каждого такого города по-своему уникален и достоин отдельного изучения. Задача борьбы с транспортными заторами и оптимизации городских и пригородных транспортных потоков схожа только на первый взгляд, но если изучать источники возникновения проблем, то в каждом городе выявится своя уникальная специфика. К ней относится и текущая структура транспортных потоков, и места расположения центров притяжения граждан (места работы, спортивные и культурные комплексы, вокзалы, иные места массового пребывания людей), и уровень доходов населения, и фактор сезонности, особенно для городов, расположенных в туристических зонах и местах паломничества, и текущий уровень развития ИКТ. Что касается последнего, то процесс создания ИТС в городе невозможно отделить от процесса автоматизации и информатизации остальных служб города, а он в разных городах даже в рамках одной страны отличается весьма сильно. Поэтому трудно говорить об отличиях российского опыта в создании ИТС от общемирового, скорее следует говорить об отличиях в подходах Москвы и Токио, например.
В целом, однако можно выделить некоторые общемировые тренды в построении ИТС:
- обеспечение служб города актуальной информацией о текущем состоянии транспортной инфраструктуры путем создания измерительной системы на основе технологий «Интернета-вещей» (IoT);
- внедрение систем адаптивного управления светофорами, боллардами и другими устройствами дорожной инфраструктуры на основании информации о загруженности дорог с целью перенаправления и синхронизации транспортных потоков, предупреждения образования дорожных заторов;
- внедрение интеллектуальных систем прогнозирования транспортной ситуации в городе, оптимизация расходов на развитие транспортной инфраструктуры за счет прогнозирования возможных результатов принятия решений;
- использование интеллектуальных систем моделирования транспортной ситуации при проектировании дорог, перекрестков, переходов, режимов работы светофоров и иных задач;
- внедрение систем мониторинга местоположения и текущего состояния городского транспорта, создание «умных» остановок;
- создание систем информирования граждан о текущей загруженности дорог и состоянии парковок (наличие свободных мест), в том числе с помощью мобильных приложений;
- синхронизация транспортных потоков различного характера (автобусы, метро, трамваи и пр.), для снижения времени, которое пассажиры тратят на пересадки;
- внедрение беспилотных автотранспортных и железнодорожных систем, включая метро;
- автоматизация процессов управления и учета работы подрядных организаций, осуществляющих уборку снега на дорогах, переездах и остановках, адаптивное управление уборкой с учетом текущей погодной и транспортной ситуации;
- использование беспилотных летательных аппаратов для задач мониторинга транспортных потоков, качества уборки снега на дорогах и переездах, качества покрытия дорог и пр.;
- переход к использованию беспроводных технологий (связи, электропитания);
- поощрение использования электромоторного транспорта, создание сети электрических зарядных станций.
Какие информационные и коммуникационные технологии и решения сегодня наиболее востребованы при создании и эксплуатации ИТС?
Как было сказано выше, структура и даже назначение ИТС могут сильно отличаться от города к городу, но основные тренды в области информационных и коммуникационных технологий сильно влияют на развитие ИТС. Из всех цифровых технологий в ИТС нашли свое применение:
- системы видеоаналитики и системы распознавания лиц, построенные на нейронных сетях,
- беспилотные летательные аппараты,
- беспроводные технологии передачи информации,
- решения по обработке Больших Данных (Big Data), и машинного обучения,
- системы «Интернета-вещей»,
- геоинформационные системы,
- BIM-технологии,
- искусственный интеллект,
- системы цифрового видеонаблюдения ультравысокого разрешения.
Говорить о широком применении указанных технологий еще рано, но они стремительно набирают популярность, так как позволяют решать задачи, казавшиеся слишком дорогими и сложными еще несколько лет назад.
Какова роль систем безопасности в ИТС?
Ввиду участившихся случаях правонарушений на объектах транспортной инфраструктуры технологии безопасности с каждым годом только наращивают свое присутствие в ИТС. В нашей стране принята законодательная база по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, созданы испытательные лаборатории, разработаны методики оценки соответствия таких средств требованиям. Конечно, работы в этом направлении еще очень много и не все проходит гладко, но активное участие граждан, юридических лиц, различных ассоциаций и объединений, соответствующих комитетов и рабочих групп в законодательных органах позволяет сказать о том, что данная отрасль развивается очень быстро. Кроме того, технологии, традиционно использовавшиеся ранее только в вопросах безопасности, находят свое применение и в других сферах и даже могут быть источником дохода, привлекающим инвесторов для участия в инфраструктурных проектах. Например, в безопасности давно используют технологии распознавания лиц, но в коммерческой сфере они нашли свое применение совсем недавно.
Нейронные системы и искусственный интеллект в ИТС. Насколько часто используются эти технологии?
Технологии нейронных сетей известны уже более 50 лет, но отсутствие необходимой аппаратной базы и соответствующей вычислительной мощности сильно тормозило развитие данного направления. Развитие ИТ-отрасли изменило ситуацию, и, например, уже существуют видеокамеры со встроенной аналитикой распознавания нештатных дорожных ситуаций на базе нейронных сетей. Главной отличительной особенностью нейронных сетей является их способность к обучению и адаптации, что значительным образом повысило качество систем видеоаналитики и открыло для них массовый рынок.
Технологии искусственного интеллекта в ИТС сегодня проходят скорее апробацию, и применяются еще не так массово. Наиболее перспективным является применение технологий искусственного интеллекта в вопросах создания интеллектуальных систем анализа и прогнозирования ситуации, автоматического управления беспилотным транспортом, адаптированного управления исполнительными механизмами дорожной инфраструктуры. Так как развитие искусственного интеллекта проходит свою раннюю стадию, ему пока не доверяют решение сложных задач, от которых может зависеть жизнь и здоровье граждан, поэтому как правило выносимые им решения проверяются экспертами прежде, чем дать им ход.
Мы живем в эпоху цифровой трансформации и технологии, которые сейчас разрабатываются в рамках лабораторий, уже завтра могут найти свое массовое применение в ИТС. Зачастую предсказать, какие именно это будут технологии, крайне сложно. Однако уже сейчас видно, что внедрение ИТС даже на уровне современного технологического развития уже может существенно облегчить жизнь горожан, и помочь осуществить переход от города, как места проживания и работы, к городу, как цифровой платформе предоставления горожанам различных услуг.
Источник: http://www.techportal.ru/review/security-on-transport/its/