Аркадий Карев для обзора «Российский рынок ИТ-услуг».

С какими результатами завершился 2022 год для российского рынка ИТ-услуг в целом и для вашей компании в частности?
 

Массовый уход западных вендоров одномоментно изменил ситуацию на российском рынке ИТ-услуг. Многие заказчики были вынуждены перестраивать планы по цифровизации своих предприятий.
 

Возникла ситуация, при которой необходимо было срочно провести анализ портфеля проектов, определить новые приоритеты и планы развития. Очевидно, что на это потребовалось время, в связи с чем рынок ИТ-услуг немного «просел». Мы тоже не избежали этой участи. Наша выручка не достигла показателей 2021 года.  Но этот результат я бы не относил к «неудачам».

Группа «Борлас» занимала лидирующие позиции по внедрению и сопровождению бизнес-приложений двух ведущих зарубежных вендоров: Oracle и Siemens. В общей выручке «Борлас» доля этих вендоров занимала значительную часть, поэтому прекращение их деятельности на территории РФ оказало на нас сильное влияние.

Сейчас, в конце 2023 года, уже можно сказать, что сложный период успешно пройден. Мы сумели организовать собственное «безвендорское» сопровождение наших заказчиков, использующих зарубежное ПО. Помимо этого, продолжили оказывать им услуги по доработкам действующих зарубежных бизнес-приложений. Фактически мы не потеряли ни одного заказчика и продолжаем эффективное взаимодействие с ними.

Отмечу еще один положительный результат этих двух непростых лет: наша практика внедрения 1С развивается бурными темпами. Мы уже получили в реализацию серьезные проекты и видим дальнейшую перспективу развития. Поэтому финальную оценку прошедших лет для нашей компании я бы сформулировал так: «было очень непросто, но мы справились с этими трудностями».

Какие факторы оказали значительное влияние на достижение этих результатов?

Многие факторы позволили нам пройти этот непростой период без катастрофических последствий. Нет смысла все их перечислять.

Но не ошибусь, если поставлю на первое место наличие глубокой экспертизы в Группе «Борлас». Именно сплоченный коллектив, обладающий объемными знаниями продуктов и решений, обеспечил нам возможность поддержать работоспособность всех систем наших заказчиков, оставшихся без вендорской поддержки. Мы и раньше были убеждены, что квалификация нашей команды ничуть не уступает вендорской. Жизнь на практике это доказала.

На второе место я бы поставил репутацию надежного партнера, наработанную «Борласом» за время своего развития на рынке услуг по внедрению и сопровождению сложных и крупных информационных систем.

В кризисное время фактор веры заказчика в надежность исполнителя приобретает особое значение. Заказчики нам поверили, за что я приношу им искренние слова благодарности. Уверен, что и в дальнейшем «Борлас» будет оправдывать доверие и останется надежным партнером, способным решить задачи любой сложности.

Особо хотел бы отметить стратегическое решение развивать практику 1С, принятое задолго до известных событий и ухода с нашего рынка зарубежных партнеров. Мы подошли к этому моменту с уже сформированной практикой по внедрению 1С. С опытом серьезных проектов и глубокой экспертизой. И это обеспечило нам дальнейшее развитие направления.

Ну и завершу перечень позитивных факторов, отметив наличие в нашей Группе компаний четкой системы кризисного управления. Это не первый кризис, который «Борлас» пережил за время своего более чем 30-летнего существования. Были мобилизованы все силы, на всех уровнях управления: от ТОП-менеджмента до руководителей проектов. А система контроля и управления внутренними процессами обеспечила надежность проектной и финансовой деятельности Группы компаний.

Какие изменения произошли на рынке в 2023 году?

Я бы охарактеризовал уходящий год двумя факторами:
С одной стороны, 2023 год является годом стабилизации кризиса, вызванного уходом зарубежных компаний с нашего рынка. Негативные прогнозы не подтвердились, катастрофы не случилось. Все, что требовалось - оказать поддержку и обеспечить бесперебойную работоспособность. Налаживаются новые логистические цепочки. Рынок выработал правила игры в сложившихся условиях, и я думаю, что панических настроений уже не осталось ни у кого.

С другой стороны, 2023 год заложил начало долговременной тенденции импортозамещения. Поддержка Правительства РФ отечественного ИТ-рынка набирает обороты: появляются новые российские ИТ-продукты, формируются новые партнерские отношения, стартуют крупные проекты, основанные на отечественных цифровых решениях. Фактически в 2023 году закладывается основа импортонезависимости нашей ИТ-отрасли.

Какие ИТ-услуги стали более востребованными, а какие утратили свою актуальность?

На мой взгляд, на таком коротком промежутке в два года не совсем корректно говорить об утрате актуальности тех или иных ИТ-услуг. Да, конечно, не стоит ожидать старта какого-нибудь нового крупного проекта внедрения ERP на SAP или Oracle. Это очевидно.  Но и немедленный переход на отечественные решения тоже невозможен.

Например, в текущий момент времени мы не можем сказать, что запросы по доработке действующих систем на Oracle OeBS показывают значительное снижение. Корректнее говорить о потере актуальности таких услуг в дальнейшем в связке с процессами перехода на российские решения. Очевидно, что поступает все больше запросов по проработке миграции на отечественные решения. Выполняются пилотные проекты по переходу на российские СУБД и бизнес-приложения.
Наличие у игроков сочетания экспертизы в зарубежных решениях и одновременно в отечественных аналогах приобретает все больший интерес.   

Как выглядит топ-5 наиболее востребованных ИТ-услуг вашей компании?

К наиболее востребованной пятерке ИТ-услуг Группы «Борлас» можно отнести:

  • внедрение 1С;
  • внедрение отечественных PLM-решений;
  • сопровождение и услуги по доработкам систем на Oracle и Siemens;
  • внедрение IoT-платформ и систем видеоаналитики;
  • услуги по переходу на отечественные СУБД.

Каковы ключевые тренды на рынке ИТ-услуг 2023 года?

Коснусь только одного тренда: на российском рынке внедрения ERP-систем место национального лидера фактически заняла компания 1С.

Количество проектов по внедрению 1С растет. И это очень устойчивый тренд. Но одновременно растет и потребность в квалифицированных кадрах. В 2023 году мы уже ощутили ограничения в доступности качественных ресурсов. Поэтому предположу в дальнейшем повышенную конкуренцию за специалистов по 1С.

С какими результатами вы планируете завершить 2023 год? Какую динамику показать? Что ждете от года 2024-го?

2023 год еще не окончен. Мне бы не хотелось забегать вперед и сейчас называть какие-либо цифры.

Мы уверены, что завершим этот год успешно. Финальные результаты подведем уже после его окончания. 

Текущий прогноз позволяет нам с уверенностью смотреть в будущий 2024 год:

Мы планируем дальнейший рост направления 1С. Серьезные задачи стоят перед нашим Центром технической поддержки по расширению спектра услуг и сервисов. Продолжим активное развитие практики PLM, но уже на отечественных решениях. Ставим амбициозные цели по направлениям видеоаналитики, IoT и промышленному инжинирингу. Очень надеемся на успешное продвижение собственных решений, прежде всего в области автоматизации процессов технического обслуживания и ремонтов оборудования для предприятий промышленности и энергетики.

Одним словом, ждем от 2024 года интересных и успешных проектов.