Драйверы роста и препятствия.
В 2023 году импортозамещение продолжило влиять на рынок, но характер спроса все же изменился. Если в 2022 году он был хаотичным – компании в срочном порядке внедряли российское ПО ради сохранения бизнеса, то в 2023 году заказчики более взвешенно стали подходить к планированию и реализации ИТ-проектов. Реализация проектов для обеспечения стабильной работы бизнеса в условиях турбулентности естественным образом перерастает в проекты развития: закрыв вопросы автоматизации ключевых операций, заказчики приступают к расширению функциональности.
Но переход с импортных ERP на отечественные идет не так быстро, как предполагалось, его сдерживает и инерция, и неуверенность компаний в возможностях отечественных продуктов. Полностью завершенных проектов по переходу пока не так много.
Возобновились активности, которые в 2022 году были временно заморожены или отошли на второй план – проекты, направленные на развитие бизнеса, повышение уровня и качества автоматизации. Стало заметно больше переходов с "1С:УПП" на более современные продукты вендора. Как отмечают эксперты, за 10 месяцев 2023 года продажи ERP-решений "1С" выросли в полтора раза.
Фирма `1С` продолжает увеличивать свою долю на российском рынке и, пока сильных конкурентов нет, рост будет продолжаться. На его темпы негативно влияет то, что в типовых решениях не всегда необходимое бизнесу, или содержатся устаревшие процессы, не подходящие под современные реалии. Например, отсутствие необходимых интеграций. Это требует привлечения разработчиков. На расширение перечня продуктов и возможностей поддержки увеличившийся базы клиентов потребуется время, – считает Светлана Кузнецова, руководитель направления web-разработки ИТ-компании SimbirSoft.
Развиваются и менее крупные участники рынка. С их помощью обычно заменяют узконишевые продукты иностранных вендоров, например, в финансовой сфере. Менее крупные игроки имеют потенциал для развития в качестве альтернативы "1С" и продуктам ушедших вендоров, и могут занять те ниши, которые пока не заняты "1С".
Сдерживают рынок три основных фактора: технологические барьеры, нехватка специалистов и необходимость в формировании команд внедрения, а также стоимость проектов.
Несмотря на то, что российский софт по цене лицензий обычно дешевле западного, при внедрении систем не избежать затрат, связанных с адаптацией, доработками функциональности. С учетом дефицита команд и роста ставок проект импортозамещения может обойтись крупному предприятию в десятки или сотни миллионов рублей. Когда нет выбора и давят внешние обстоятельства, компании идут на эти инвестиции, но нужно понимать, что это могут быть заемные средства либо значимая часть прибыли, – говорит Антон Колосов, коммерческий директор группы департаментов ERP "КОРУС Консалтинг".
Повысились требования к ERP-системам со стороны заказчиков – они более внимательно рассматривают и выбирают решения, представленные на российском рынке.
Есть ощущение, что заказчики ожидают минимальное число доработок. Для них значение имеет отраслевая специфика. Например, можно работать с локальным производством легкой промышленности или на проекте по автоматизации крупной верфи. В обеих ситуациях речь идет об управлении бизнес-процессами, но масштаб миграции и внедрения будет существенно отличаться. Одно понятно точно: бизнесу любого уровня сегодня требуется надежный ИТ-продукт из имеющихся на российском рынке ERP-систем, – отмечает Роман Садрисламов, руководитель направления 1С компании "Девелоника" (ГК Softline).
Выросла и стоимость специалистов, которые обладают нужными компетенциями. Общая проблема для всех игроков рынка в 2023 году – отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, прежде всего, архитекторов и внедренцев, которые не только обладают технической экспертизой, но и имеют реальную практику работы на масштабных проектах по развертыванию ERP.
Для того, чтобы упростить процесс миграции, нужен опыт проектного управления, а также понимание методологии и очередности внедрения конкретных функциональных компонентов. Необходимость искать и обучать таких сотрудников – один из самых главных вызовов для всей отрасли в 2023-2024 годах, – отмечает Михаил Пономарев, руководитель ERP-дивизиона системного интегратора Navicon.
По сравнению с прошлым годом ситуация с персоналом стала еще более сложной, приходится увеличивать усилия в части найма и удержания. Рост зарплат в отрасли существенно опережает инфляцию и составляет не мене 20% к прошлому году. Анонсирован целый ряд проектов перехода с западных систем в крупных компаниях, что приведет к дополнительному спросу на специалистов, – комментирует Владимир Малах, управляющий партнер ФТО.
Тем не менее, по мнению Михаила Аксенова, операционного директора компании "Национальная платформа", рынок все же адаптировался к изменениям, произошедшим в 2022 году. Крупные предприятия, продолжающие работать на ERP-системах таких вендоров как SAP и Oracle, сформировали схемы работы в условиях санкций. Но развивать крупные системы, построенные на западных продуктах – в сложившихся условиях рискованно. И масштаб нарастания этих рисков и санкций в ближайшем будущем предсказать не может никто. Поэтому вкладывать миллиарды рублей в развитие таких систем мало кто готов.
Те, кто работает на импортном ПО, научились с ним работать и при отсутствии вендорского сопровождения, но существенных изменений в 2023 году не наступило. Стартовало несколько больших программ по импортозамещению в государственных корпорациях, но пока это не тренд, большинство компаний еще тянут с принятием решений, – говорит Дмитрий Васильев, директор по развитию ERP-решений в IBS.
Ожидание окончания первых проектов по импортозамещению в корпоративном секторе является еще одним фактором, сдерживающим рынок. Среди проблем можно также отметить необходимость привыкания пользователей к другому способу решения бизнес-задач в отечественных системах по сравнению с зарубежными и нехватку ресурсов.
Доля пользователей иностранных продуктов постепенно сокращается, но процесс будет сильно растянут и займет не менее 5-7 лет. Однако, у отечественных производителей появился реальный шанс выйти из тени глобальных гигантов, и потенциал для этого есть. Остались специалисты, есть центры компетенций, наработаны практики внедрений. Все это уже используется для совершенствования отечественных ERP, – поясняет Дмитрий Никулин, руководитель департамента систем автоматизации предприятий компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ).
Российские решения стали зрелыми. На их основе реализуются масштабные ERP-проекты импортозамещения и цифровизации. На мой взгляд, есть всего несколько игроков, имеющих необходимые технологии, партнеров и доказанный референсный опыт. В пул потенциальных систем для автоматизации крупного корпоративного бизнеса входит и наша платформа ТУРБО ERP. Я уверен, что в ближайшее время в этом сегменте рынка не появятся новые участники, так как порог входа слишком сложен и дорог, но те, кто сейчас уже есть, справятся с вызовом, – уверен Владимир Тарасенко, коммерческий директор "Консист Бизнес Групп" (ТУРБО).
Заказчиков можно разделить на три основные категории:
• компании, которые еще не имеют ERP в ее классическом понимании.
• компании, которые уже внедрили или начали у себя внедрение ERP на основе российского ПО.
• компании, которые ранее внедрили у себя ERP на основе зарубежного ПО.
Последняя категория по словам Аркадия Карева, вице-президента по продажам и развитию бизнеса Группы "Борлас", дает "неожиданный" потенциал роста объемов и проектов для российского рынка в силу все большей необходимости перехода на отечественное ПО. А если учесть, что это в основном крупный бизнес, привыкший работать с широкими функциональными возможностями ERP-систем, то эта часть "вновь открывшегося" потенциала окажет существенное влияние динамику рынка.
Объем и динамика рынка. Мнения компаний и оценки TAdviser
За 2023 год спрос на ERP-системы вырос, как и количество проектов, и их стоимость. Задача рынка – создать устойчивую крепкую базу на основе отечественных технологий и собственных потребностей. И, очевидно, что после перехода на российские ERP-системы появится новый перманентный запрос: на сопровождение этих систем и интеграцию новых возможностей.
При этом, те компании, которые адаптировались к новым условиям и нашли точки роста, планируют или уже переходят на российские ERP-системы. И наоборот, те предприятия, которые в качестве адаптации избрали сжатие деятельности и сокращение расходов, не будут инвестировать в такие крупные проекты, как внедрение ERP.
Исключение составляют заказчики, вынужденные внедрять новое ПО в силу внешних факторов (требования законодательства, критическое устаревание действующей системы, отключение системы по решению бывшей материнской западной компании и др.).
2023 год продемонстрировал увеличение спроса на ERP-системы во многих отраслях экономики. Особенно это коснулось решений фирмы ″1С″, которая стала безусловным лидером рынка ERP, - отмечает Александр Прямоносов, генеральный директор, сооснователь 1C-интегратора "WiseAdvice-IT".
По его словам, бизнес по-прежнему нуждается в цифровизации, поэтому с развитием технологий и растущими требованиями предприятий, спрос на ERP-системы будет только увеличиваться.
По мнению Алексея Нестерова, директора по ERP-решениям, фирмы "1С", рост продаж ERP-решений компании год к году составит порядка 50%. Вывод из эксплуатации устаревающих и импортных ERP-решений позволит сохранить положительную динамику роста и в 2024 году.
Структура ERP-рынка начала меняться, но не так активно, как прогнозировали некоторые аналитики. Смещение бизнеса от западных вендоров к российским продуктам в 2023 году произошло в лучшем случае на 5-6%. О серьезных изменениях можно будет говорить к концу 2024 года, к этому времени, скорее всего, отечественными вендорами будет "отвоевано" порядка 15-20%, – прогнозирует Кирилл Семион, генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ).
По словам коммерческого директора "Консист Бизнес Групп" (ТУРБО) Владимира Тарасенко, в 2023 году уровень определенности в ИТ-стратегиях заказчиков, безусловно, повысился. В целом сформировано понимание развития ситуации с технологическими и производственными процессами. Это способствует принятию решений в области оперативного управления производством, финансовыми, материальными, человеческими ресурсами, оборудованием, имуществом, прочими активами, а также общей эффективностью предприятий, оптимизируемой инструментами прогнозирования, планирования, бюджетирования и консолидации, управления по показателям.
Сложных комплексных ERP-проектов стартует все больше, мы как вендор видим этот тренд. Скорее всего, это не сильно повлияет на выручку в сегменте ERP в 2023 году, но уже совершенно точно будет отражено в 2024 году, когда стартовавшие в 2023 году проекты приведут целевые системы к запуску в промышленную эксплуатацию, - отмечает Владимир Тарасенко.
Компании все больше осознают важность автоматизации, централизации данных и оптимизации бизнес-процессов. Более того, с появлением современных технологий, таких как искусственный интеллект и аналитика данных, ERP-системы будут продолжать развиваться и предлагать новые возможности для бизнеса.
Также ожидается волна проектов по замене "1С:УПП" на более продвинутые продукты российского вендора. Здесь возможны разные варианты проектов – как частичные переходы, когда оперативный контур остается в прежней системе, а финансы выносятся в новую, так и полноценные трансформации ИТ-ландшафта, направленные на оптимизацию процессов и улучшение бизнес-показателей.
По предварительной оценке TAdviser, объем российского рынка ERP-систем в части продаж лицензий и вендорской поддержки по итогам 2023 года составил 48,5 млрд руб., незначительно сократившись по сравнению с 2022 годом. На такие результаты повлиял окончательный уход с рынка и прекращение продаж ERP-решений зарубежных разработчиков, прежде всего SAP, которая еще не так давно являлась лидером в сфере ERP в России. Рынок не вырос, даже несмотря на существенный рост продаж ERP-систем фирмы "1С". Как ожидают аналитики TAdviser, просадка рынка, которая произошла в 2022 и 2023 году, может быть частично нивелирована по итогам 2024-го. В результате чего объем российского рынка ERP-систем (в части лицензий и поддержки) сможет приблизиться к отметке в 63 млрд руб.
В 2024 году сохранится высокий спрос на 1С-проекты. Это связано с трендом на импортозамещение, исходом с российского рынка западных вендоров, государственными программами, обязывающими переходить на российское ПО. К концу 2024 года завершится существенная часть проектов, и мы получим первые объективные результаты импортозамещения. В течение нескольких лет этот процесс приобретет свою законченную форму и рынок начнет корректироваться. Вырастет спрос на услуги развития и поддержки решений ″1С″, поскольку все внедренные системы нужно будет сопровождать и развивать, – считает Антон Колосов, коммерческий директор группы департаментов ERP "КОРУС Консалтинг".
В 2024-2025 году российские вендоры ERP-решений будут продолжать технологическое развитие своих систем и платформ. Ожидается резкий всплеск проектов по импортозамещению и переходам на современные ERP-системы, это сильно повлияет на ресурсную составляющую.
Рынок будет сталкиваться с колоссальным дефицитом квалифицированных кадров, что приведет к затягиванию проектов на год и более, повышая их суммарную стоимость. Поэтому будут более серьезные квалификационные требования к подрядчикам, что существенно затормозит выбор партнера и повысит срок принятия решения о старте проекта, – считает Дмитрий Васильев, директор по развитию ERP-решений в IBS.
Думаю, что состоятся первые попытки перейти от ″имитационного″ импортозамещения к пилотным проектам по серьезному замещению ERP-систем на крупных предприятиях. Эти процессы уже идут, но пока они носят ″демонстративный″ характер или в значительной степени являются начальными этапами работ в этом направлении, – отмечает Михаил Аксенов, операционный директор компании "Национальная платформа".
Продолжится и тренд на разработку новых систем, которые способны взять на себя задачи отдельных блоков крупных западных ERP. Эксперты отмечают, что на российском рынке появляется все больше отдельных решений для управления ТОИР, S&OP и другими бизнес-процессами.
Будет расти доля проектов на базе российских ERP-платформ. Часть заказчиков продолжат развитие текущих систем на базе западного ПО принимая во внимание действующие законодательные требования и возможные технологические ограничения. Такие заказчики будут искать интеграторов, которые сохранили компетенции и команду по интересующим платформам, могут закрыть задачи не только по поддержке, но и развитию систем, – говорит Дмитрий Ручкин, руководитель дирекции комплексных решений GMCS.
Хотелось бы ожидать в 2024 году уверенный рост количества и качества ERP-проектов. Второй фактор особо значим, так как российские системы пройдут хороший стресс-тест масштабными внедрениями. В результатах этого года найдут свое отражение стартовавшие в 2023 году первые проекты перевнедрений зарубежных систем, а количество подобных проектов кратно, если не на порядок, увеличится. Рост рынка на 20% год к году – это, пожалуй, очень осторожная оценка динамики рынка ERP, - считает Владимир Тарасенко.
По словам Дмитрия Потапова, старшего партнера Лиги Цифровой Экономики, задача импортозамещения дает шанс менее известным поставщикам ERP-решений посоревноваться за долю рынка. И в 2024 году в этой сфере вполне могут появиться новые имена.