Итоги и прогнозы

В итоговом номере журнала "САПР и Графика" редакция вместе с экспертами рынка пробует разобраться, как же на самом деле сложилась ситуация в уходящем году на отечественном рынке САПР. Группу "Борлас" представил директор департамента производственного консалтинга Александр Рыбаков.

1. Каковы краткие итоги 2024 года для вашей компании?

Уходящий 2024 год, безусловно, был продуктивным в плане внедрения отечественных PLM-решений на крупных предприятиях. Наша команда участвует в нескольких особо значимых проектах, обеспечивая переход с платформ ведущих зарубежных производителей на T-FLEX PLM. Данная отечественная платформа успешно подтвердила свою готовность полностью заместить иностранное ПО на крупнейших предприятиях полного цикла, выполняющих разработку и производство сложных наукоемких изделий.

Инвестиции в развитие команды и детальная экспертная проработка представленных на рынке решений отечественных вендоров, которые Группа «Борлас» сделала в 2022-2023 годах, себя полностью оправдали. На сегодняшний день у нас самая многочисленная и компетентная команда среди российских интеграторов в области внедрения PLM-решений.

Александр Рыбаков,
директор департамента производственного консалтинга Группы «Борлас»

Кроме того, в 2024 году мы существенно перестроили и усовершенствовали нашу технологическую практику, расширив продуктовую линейку и каталог сервисов за счет новых отечественных вендоров. Во многом этому способствовало вхождение в ГК Softline: объединение возможностей и компетенций позволяет нам предлагать глубоко проработанные «целевые ИТ-ландшафты», исходя из специфики задач и структуры каждого конкретного предприятия. Центр компетенций по импортозамещению в промышленности, созданный в «Борлас» в 2024 году, в кратчайшие сроки может предложить нашим заказчикам полностью обоснованный подход к поэтапному импортозамещению, сформировать дорожную карту комплексного проекта, которая может быть полностью реализована силами технологических департаментов Группы «Борлас» и ее партнерами из числа ГК Softline.

Подводя итоги 2024 года, можно резюмировать, что мы в полной мере реализовали свой потенциал, накопленный за более чем 30-летнюю историю сотрудничества с ведущими мировыми разработчиками PLM, ERP и инфраструктурных решений, и окупили инвестиции предыдущих двух лет в развитие направления импортозамещения. Уверены, что в следующем году мы приумножим наши знания, опыт, кадровый состав и количество новых проектов.

2. Как, на ваш взгляд, проходит процесс замены зарубежного ПО на отечественное в вашей отрасли?

Учитывая основной профиль работы возглавляемого мной департамента — внедрение PLM-решений, я не буду давать широких оценок в целом по рынку отечественного ПО. В нашей области деятельности процесс, как говорится, пошел. Некоторая паника, присутствовавшая на рубеже 2022-2023 годов, закончилась, большинство крупных и средних предприятий поверили в российский софт и уверенно приступили к его внедрению. Смею надеяться, что немалую роль в этом сыграла и наша команда, которая методично и скрупулезно доказывала на конкретных примерах и проектах возможности T-FLEX PLM, Fidesys и других продуктов, демонстрируя заказчикам из различных отраслей машиностроения концептуальную, функциональную и технологическую готовность отечественного ПО к замещению иностранных систем.

Тем не менее процесс замещения PLM-решений в машиностроении идет не всегда просто. Сказывается многое: привычки пользователей, глубина проникновения иностранного софта в бизнес-процессы, а также отдельные конструктивные и технологические нюансы изделий, выпускаемых предприятиями.

Однако в наших проектах каких-либо трудностей или ограничений при внедрении отечественных решений мы не обнаружили. Скорее есть довольно трудоемкие задачи, связанные с необходимостью изменения и оптимизации бизнес-процессов в связи с более полным охватом подразделений — участников сквозного цикла «проектирование — производство», эволюционными изменениями в организационной структуре предприятий, а также с улучшением процессов взаимодействия подразделений и пользователей в связи с общим трендом цифровизации предприятий.

3. Чего ваша компания ожидает от следующего, 2025 года?

Мы ждем успешного завершения ряда крупных значимых проектов, а также появления новых проектов и заказчиков. Планируем расширение нашей команды как за счет усиления компетенций по уже внедряемым направлениям и продуктам, так и благодаря установлению новых партнерских отношений с другими вендорами. Наша цель на 2025 год — создание полнофункциональной целевой архитектуры для управления жизненным циклом изделий, покрывающей все задачи любого машиностроительного предприятия на базе отечественных решений. Причем целевая архитектура в области PLM-решений должна быть синхронизирована со всеми прочими компонентами информационной среды предприятия на базе отечественного импортонезависимого ПО и аппаратной инфраструктуры. Как я уже говорил выше, такая работа уже ведется нашим Центром компетенций по импортозамещению в промышленности и будет окончательно завершена уже в первой половине 2025 года. Это позволит нам предлагать нашим заказчикам полный комплекс продуктов и услуг в рамках цифровизации и обеспечения информационно-технологического суверенитета с учетом персональных предпочтений и особенностей бизнес-стратегии каждого предприятия.

Особой большой задачей 2025 года для нас являются наши образовательные программы и сотрудничество с ведущими российскими вузами. Данное направление мы планируем развивать в рамках отельных стратегических инициатив по подготовке высококвалифицированных кадров.

4. Что бы вы пожелали читателям журнала в наступающем Новом году?

Хочу пожелать всем мира, здоровья и благополучия! Успешного завершения начатого, реализации всех планов и задач! Дорогу осилит идущий, поэтому нужно не бояться нового, стремиться к лидерству. Наша команда всегда готова помочь в решении самых сложных задач, и мы всегда на связи!