ИТ-аутсорсинг (рынок России)

По оценкам TAdviser, объем рынка ИТ-аутсорсинга в 2014 году, по сравнению с прошлым годом вырос на 9% и достиг 66,3 млрд рублей. Положительная динамика сохранится и в 2015 году благодаря тому, что аутсорсинговая модель при высоком курсе иностранных валют становится для многих компаний значительно дешевле, чем инвестиции в развитие собственных ИТ.

По оценкам TAdviser, объем рынка ИТ-аутсорсинга в 2014 году, по сравнению с прошлым годом вырос на 9% и достиг 66,3 млрд рублей. Положительная динамика сохранится и в 2015 году благодаря тому, что аутсорсинговая модель при высоком курсе иностранных валют становится для многих компаний значительно дешевле, чем инвестиции в развитие собственных ИТ.

TAdviser прогнозирует рост объема рынка ИТ-аутсорсинга по итогам 2015 года на уровне 5%, до 69,6 млрд рублей.

Выручка компаний на рынке ИТ-аутсорсинга России в 2014-2013 гг. (в рублях, с НДС)

Позиция Компания Выручка, 2014 год Выручка, 2013 год Динамика выручки, в %%
1 Maykor

10 893 023

9 275 729

17

2 Техносерв

8 597 281

6 827 467

26

3 КРОК

4 641 763

4 986 636

-7

4 Ай-Теко

2 619 722

1 019 798

157

5 АМТ-Груп

933 190

639 400

46

6 AT Consulting *

603 159

345 844

74,4

7 АМТЕЛ-СЕРВИС

336 000

248 000

35

8 Борлас

33 248

9 725

242

- ICL Services **

3 218 574

2 925 976

10

* Данные были предоставлены с опозданием 7 октября 2015 г.

** Данные были предоставлены с опозданием 9 октября 2015 г. и внесены без номера позиции в качестве справочной информации

Источник: TAdviser Report, сентябрь 2015

В 2014 году наблюдалось замедление роста рынка ИТ-аутсорсинга по сравнению с 2013 годом. Это связано с тем, что в последнем квартале 2014 года заказчики осмысляли ситуацию и варианты дальнейших действий. Рост числа сделок на рынке начался после февраля 2015 года.

Несколько изменился и профиль самих проектов: от бурного развития к повышению эффективности использования имеющихся ресурсов. «Данная задача актуальна для большинства заказчиков, и ИТ-аутсорсер, у которого отлажены все процессы, решает ее, как правило, эффективнее внутренней ИТ-службы», — говорит Юрий Панченко, заместитель директора Сервисного центра по организации производства компании «Инфосистемы Джет».

«Для АМТЕЛ-СЕРВИС 2015 кризисный год стал годом возможностей и стремительного роста. Ключевым вектором развития компании и основным направлением бизнеса стали услуги ИТ-аутсорсинга и сервисной поддержки, — отмечает Дмитрий Кошкин, директор коммерческого департамента АМТЕЛ-СЕРВИС. — Услуги ИТ-аутсорсинга — это одно из самых перспективных направлений российского ИТ-рынка. От поддержки ИТ-систем, как от функции, рынок не сможет полностью отказаться ни при каких условиях, однако кризис дает повод владельцу ИТ-инфраструктуры внимательно оценить и пересмотреть стоимость данных сервисов. Как правило, результатом оптимизации становится полный или частичный переход на модель ИТ-аутсорсинга, изменение набора и параметров услуг, смена внешних подрядчиков или переход от мультисорсинга к одному или ограниченному количеству подрядчиков. Текущий 2015 год не является исключением: мы наблюдаем пролонгации сервисных контрактов в корпоративном и госсекторе, рост интереса и переход на полный ИТ-аутсорсинг небольших компаний, передачу поддержки инфраструктуры филиальной сети “в одни руки”. Также не может не радовать повышение зрелости российских компаний в части ИТ-аутсорсинга и облачных сервисов».

Крупнейшие проекты ИТ-аутсорсинга

Самые масштабные проекты аутсорсинга в области поддержки ИТ-инфраструктуры в России в 2012-2015 годах

Заказчик Отрасль Партнер Кол-во офисов/точек/магазинов География
1 Почта России Услуги ЦРТ-Сервис(Maykor) > 42 000 РФ
2 Федеральное казначейство Госсектор Сервионика ("Ай-Теко") 9500 РФ
2 Федеральное казначейство Госсектор Ай-Теко 9500 РФ
3 УЭК Транспорт ЦРТ-Сервис(Maykor) > 5 000 Московская область
4 Росреестр Госсектор "Ай-Теко" 2500 РФ
4 Росреестр Госсектор Техносерв 2500 РФ
4 Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" Госсектор "Орбита-сервис" 2500 РФ
4 Пенсионный Фонд России (ПФР) Госсектор "Техносерв" 2500 РФ
5 МегаФон Ритейл Торговля Maykor 1800 500 городов
6 Центрально-Черноземный банк (Сбербанк РФ) Финансы Центр Информационных технологий 1424** 6 областей
7 "Ростелеком" Телеком Maykor 1200 Приволжский федеральный округ
8 Башинформсвязь Телеком Техносерв 800 Башкортостан
9 Балтбет Услуги Maykor 600 190 городов
10 "Ростелеком - Розничные системы" Торговля Maykor > 500 РФ
10 "Финансовая группа "Лайф"" Финансы Ай-Теко > 500 РФ
11 Лето Банк Финансы Инфосистемы Джет 440 РФ
12 Сбербанк Восточно-Сибирское отделение Финансы Maykor 430** Восточная Сибирь
13 Kari Торговля Maykor 403 РФ
14 Группа Лайф Финансы Ай-Теко 360 РФ
15 Модный Континент (InCity) Торговля Maykor 328 РФ
16 ФНС Госсектор Техносерв 320 РФ
17 Банк Открытие Финансы Maykor 300 РФ
18 Детский мир Торговля Maykor 277 РФ
19 Melon Fashion Group Торговля Maykor 250 РФ
20 Oriola Фармацевтика Инфосистемы Джет 240 РФ

 

Источник: TAdviser Report, сентябрь 2015

*Информация в таблице не является ранкингом. Проекты в таблице расположены относительно друг друга в порядке, примерно отражающем уменьшение их масштаба, исходя из количества городов, точек и пользователей, охваченных контрактом на ИТ-аутсорсинг

Среди крупнейших по охвату и масштабу российских проектов ИТ-аутсорсинга, информация о которых есть в базе TAdviser за 2012 — 2015 годы, выделяется проект Maykor для Почты России, который охватил 42 тысячи отделений предприятия по всей России. Его сумма является рекордной для отечественного рынка и составляет 13,5 млрд рублей на три года.

Как следует из данных TAdviser, представленных в таблице выше, наиболее масштабные проекты по передаче на аутсорсинг поддержки ИТ-инфраструктуры, реализуют госучреждения или предприятия с госучастием, такие как «Почта России», УЭК, «Сбербанк» и «Ростелеком».

Стоимость ИТ-аутсорсинга снижается

2014 год стал для многих организаций периодом оптимизации ИТ-расходов и сокращения издержек.

«Трендом последнего года для всех компаний стало снижение капитальных расходов (CAPEX) и рост доли операционных расходов (OPEX) в структуре затрат. Оптимизация затрат коснулась всех направлений работы, но внимание на ИТ-подразделения обратили в первую очередь», — говорит Никита Дергилев, директор по сервису и аутсорсингу компании «Техносерв».

По его словам, среди заказчиков наблюдался рост числа тех, кто стремится получить готовое решение и перейти на абонентскую модель потребления услуг. Желающих покупать отдельно серверы и отдельно решения стало намного меньше. «Если 5-6 лет тому назад компании на рынке еще могли брать на себя заботу об окупаемости средств, вложенных в ИТ, то сейчас они не готовы заниматься этим», — добавляет он.

В портфеле «Техносерва», по словам Дергилева, стало больше комплексных проектов. Для них характерен умеренный рост расходов заказчика при существенном наращивании объема предоставляемых ему работ. В результате заказчик получает экономию, сокращая или оптимизируя платежи, которые ему бы пришлось нести в случае продолжения контрактов с крупными вендорами.

Еще одна причина снижения стоимости аутсорсинга связана с освобождением ресурсов у компаний-подрядчиков из-за резкого падения рыночной активности. В связи с этим цены в рублях пошли вниз, считает Денис Бондаренко, директор по операционной деятельности «АДВ Консалтинг».

Поставщики ИТ-услуг наращивают компетенции в ИТ-аутсорсинге

На рыночные тенденции в сфере ИТ-аутсорсинга уже обратили внимание многие поставщики ИТ-услуг. Например, год назад в портфеле «Техносерва» практически не было соглашений с вендорами по предоставлению инфраструктуры и услуг с абонентской схемой оплаты.

«Прошедший год стал временем, когда мы активно наращивали свою экспертизу и расширяли продуктовую линейку, стремясь увеличить объем предоставляемых услуг аутсорсинга. Был существенно расширен список вендоров, в него попали компании, с которыми ранее на российском рынке не все были хорошо знакомы. На мировом рынке осознали сам факт перемен и возможность для новых игроков начать активное продвижение в России», — считает Никита Дергилев, добавляя, что ИТ-аутсорсинг стал одним из приоритетных направлений развития «Техносерва».

В Softline оборот направления ИТ-аутсорсинга и техподдержки за последний год вырос более чем на 30%. «Мы продолжаем расширять портфель услуг», — говорит руководитель этого направления Владимир Турлачев.

Госструктуры присматриваются к комплексному аутсорсингу

Госструктуры могут стать главным двигателем для активного развития комплексного ИТ-аутсорсинга. Дергилев из «Техносерва» связывает это с тем, что уровень подготовки ИТ-персонала и зарплата ИТ-специалистов часто не позволяет госучреждениям развивать собственные ИТ-сервисы на достаточном уровне.

Если в госкомпаниях пойдут по пути оптимизации штатной численности, то, скорее всего, под сокращения попадут вспомогательные подразделения, в том числе — ИТ-службы. Но при этом государственные структуры развивают функции ИТ-систем, что потребует серьезной ИТ-поддержки (например, в СМЭВ, электронном документообороте, порталах госуслуг).

«Более того, в крупных госструктурах — ФМС, Росрезерв, Росреестр — идет постоянный процесс по накоплению огромных объемов информации и работать с этими данными можно только на базе ИТ», — добавляет Дергилев.

Промышленные предприятия могут стать новыми крупными заказчиками

Если сейчас главные заказчики на рынке ИТ-аутсорсинга — это госструктуры, банки, телеком и энергетические компании, то в ближайшие два-три года в этот список могут войти и промышленные предприятия.

Это связано с процессом перехода промышленников на использование «умных» станков и модернизацией конструкторских бюро. Такие изменения требуют экспертизы и привлечения ИТ-консультантов. Зачастую для промышленных предприятий ИТ не является профильным направлением, что создает предпосылки для роста заинтересованности в развитии ИТ-аутсорсинга.

Разделение рынка на массовый и профессиональный сегменты

Рынок ИТ-аутсорсинга в будущем, вероятно, разделится на два сегмента: во-первых, на массовый рынок сервисов, в первую очередь завязанный на мобильные приложения и потребляемый из публичного облака, где основными заказчиками станет малый и средний бизнес. Во-вторых, на рынок профессиональных сервисов, оказываемых на базе частных облаков, в первую очередь, в формате PaaS. Основным заказчиком здесь выступит корпоративный сегмент.

«Гибридное ИТ становится нормой. Крупные компании корпоративного сектора все чаще отдают предпочтение профессиональным внешним ЦОДам», — говорит Александр Щипков из компании «Борлас».

Источник: http://tadviser.ru/a/145951

Источник
TAdviser