Апрельские директивы правительства придали новый импульс цифровой трансформации госкомпаниям

О создании цифровых решений для ОАО «РЖД» рассказал технический директор Группы «Борлас» Сергей Кондаков.

Директивы по цифровой трансформации госкомпаний были утверждены правительством 14 апреля 2021 года в дополнение к принятым в 2020 году методическим рекомендациям по цифровой трансформации госкорпораций и компаний с госучастием. «Государство в данном случае выступает тут не как регулятор или надсмотрщик. Оно в этих компаниях акционер и в качестве акционера говорит: мы хотим проводить цифровизацию. Директивы указывают направление, в котором следует двигаться», — считает Константин Паршин, вице-президент, исполнительный директор кластера ИТ фонда «Сколково».

Роль государства как единого регулятора глобальных процессов в экономике сложно переоценить. Глобальный бизнес понимает необходимость изменений, но самостоятельно проводить их по единым правилам не спешит: лишь в 31% зарубежных компаний высшее руководство готово менять бизнес с помощью цифровых технологий. В России схожие показатели. Директивы же позволяют сформировать как минимум у «локомотивов экономики» единую систему перехода на цифровые рельсы, обеспечить прозрачность этого процесса, а заодно и закрепить за руководителями ответственность за решение этой государственной задачи.

Директивы призваны их решить, и как можно скорее, ведь для российских госкомпаний эффективные цифровые решения — вопрос конкурентного преимущества на мировом рынке.

Нынешние директивы не первый документ, реализующий госполитику в отношении цифровой трансформации и формирующий условия для её реализации. «6 декабря 2018 года вышли директивы по импортозамещению ПО для госкомпаний за подписью первого зампреда правительства Антона Силуанова, — рассказывает Ренат Лашин, исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов „Отечественный софт“. — В соответствии с ними в акционерных обществах (АО) с госучастием прошли заседания советов директоров, где обсуждался вопрос „О переходе АО на преимущественное использование отечественного программного обеспечения“. По итогам заседаний большинство госкомпаний согласовали с АНО „Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий“ планы такого перехода на 2018–2021 годы. На приобретение отечественного ПО госкомпании планировали выделить до 180 млрд руб. Это немалые деньги, которые не уйдут за границу, а останутся в стране».

Новые директивы правительства стали логическим продолжением предыдущих, дополняющим и актуализирующим их. Они адресованы госкомпаниям, перечисленным в распоряжении правительства № 91-р от 23 января 2003 года. Сейчас в этом перечне порядка 50 организаций, в том числе ОАО «РЖД», «Почта России», «Аэрофлот», «Транснефть», ВТБ, «Газпром», «Роснано», «ГЛОНАСС» и другие. Главное требование директив — разработка или актуализация стратегии цифровой трансформации. Стратегия должна быть рассчитана на период не менее чем до 2024 года, а разработана до 1 сентября 2021 года.

Опора на собственные силы

Ещё в 2020 году президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности были одобрены методические рекомендации по цифровой трансформации госкорпораций и компаний с госучастием. В соответствии с рекомендациями состоять стратегия должна из шести разделов: текущее состояние и перспективы цифровой трансформации госкомпании; целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности; инициативы и дорожная карта цифровой трансформации; кадры, компетенции и культура; модель управления цифровой трансформацией; модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации. «Кроме того, в соответствии с новыми директивами в стратегию цифровой трансформации должен быть включён план мероприятий по переходу на преимущественное использование отечественного ПО, — подчёркивает Ренат Лашин. — В долгосрочной программе развития необходимо определить объём и источники финансирования, необходимые и достаточные для обеспечения цифровой трансформации, с установлением ключевых показателей эффективности по импортозамещению, чтобы к 2024 году расходы на закупку отечественного ПО и связанных с ним работ и услуг в госкомпании достигли 70% от общих расходов. В стратегии также необходимо предусмотреть, чтобы к 2030 году вложения в отечественные продукты в сфере информационно-коммуникационных технологий выросли не менее чем в четыре раза по сравнению с 2019 годом, а средние ежегодные темпы прироста указанных расходов в 2021–2024 годах составили не менее 15%».

«Нельзя рассматривать директивы в отрыве от тех мер поддержки, которые оказывает разработчикам и потребителям российского ПО государство, в том числе в рамках нацпроекта „Цифровые технологии“, — отмечает Константин Паршин. — Благодаря налоговому манёвру в IT-отрасли российские разработки стали более доступными. Не остаются в стороне и институты развития, такие как фонд „Сколково“, Российский фонд развития информационных технологий. Через них компаниям — заказчикам отечественного ПО выделяются невозвратные гранты на внедрение российских IT-решений, которые компенсируют до 50% затрат. Не только директивы, но и фокусные меры поддержки стимулируют целые отрасли проходить экватор цифровизации с использованием российского ПО. Уверен, в итоге комплекс всех мер даст осязаемый и необратимый кумулятивный эффект».

Цифровая трансформация РЖД

«РЖД — одна из первых в стране госкомпаний, которая разработала собственную стратегию цифровой трансформации, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО „РЖД“ Евгений Чаркин. — Совет директоров утвердил документ ещё в ноябре 2019 года. Сейчас мы актуализируем его, вносим уточнения в соответствии с новыми правительственными директивами и планируем завершить эту работу к сентябрю. Сверяя наши планы с директивами, мы видим, что РЖД движутся в русле государственных подходов к цифровой трансформации, корректировка коснётся лишь отдельных задач. Вся работа по цифровой трансформации направлена на повышение эффективности деятельности РЖД. Более 50 цифровых продуктов и сервисов, которые мы создаём в рамках стратегии, должны улучшить наши производственные процессы и качество взаимодействия с клиентами, в том числе с пассажирами и грузоотправителями».

Актуализация Стратегии цифровой трансформации РЖД ведётся в трёх направлениях: документ приводится в полное соответствие требованиям государства, изложенным в директивах; учитывается накопленный опыт перехода на отечественное программное обеспечение и опыт цифровой трансформации; делается акцент на повышение скорости и эффективность цифровой трансформации железнодорожной отрасли.

Функции проектного офиса цифровой трансформации РЖД выполняет ООО «РЖД-Технологии». «В соответствии с новыми предписаниями для актуализации Стратегии цифровой трансформации подготовлены материалы для заседания совета директоров ОАО „РЖД“, сформирована рабочая группа по реализации директив, — комментирует Наталья Ефремова, заместитель генерального директора ООО „РЖД-Технологии“. — Сейчас мы занимаемся синхронизацией текущей стратегии с методическими рекомендациями Минцифры, корректируем КПЭ и сроки реализации отдельных задач, которые необходимо осуществить согласно директивам, формируем целевой документ для его согласования с причастными как внутри компании, так и за её пределами — с Минцифры и другими федеральными органами исполнительной власти».

Цифровая трансформация не сводится к автоматизации или цифровизации отдельных процессов, подчёркивает Наталья Ефремова, она охватывает все сферы деятельности компании и включает три основных аспекта: цифровые технологии, кардинальную перестройку бизнес-процессов, формирование цифровой культуры. Как и требуют правительственные директивы, цифровизация в ОАО «РЖД» тесно увязана со стратегическими направлениями развития компании. В частности, предусмотрено развитие восьми цифровых платформ, охватывающих важнейшие направления деятельности компании на основе сквозного цифрового проектирования производственных процессов.

В РЖД полным ходом идёт перестройка бизнес-процессов, отмечает Наталья Ефремова. «Например, Сервисный портал работника РЖД меняет логику взаимодействия сотрудников. Так, если раньше общение с отделом кадров отнимало много времени — для любого заявления или справки требовалось личное присутствие, — то теперь всё решается нажатием кнопки онлайн. Сотрудники экономят время и могут целиком посвятить его выполнению непосредственных обязанностей», — объясняет она.

Внедрение проектов цифровой трансформации невозможно без подготовленных кадров. «РЖД целенаправленно готовят персонал к новым условиям работы, причём обучение проходят все — от рядовых сотрудников до высшего руководства», — говорит Наталья Ефремова.

Для создания цифровых решений РЖД не ограничиваются собственными силами, а привлекают сторонних разработчиков. Так, в проекте Автоматизированная система «Цифровая тяговая подстанция» участвовали «Ростех» и техническая экспертная группа, которая сейчас входит в Группу «Борлас». Как рассказал ранее корпоративной газете «Гудок» директор ОАО «РЖД» по энергетическому комплексу — начальник «Трансэнерго» Валентин Санько, первый этап проекта был осуществлён в 2019 году. Пилотным объектом стала стыковая тяговая подстанция Владимир Горьковской дороги. «Главная задача проекта — непрерывный сбор диагностических данных с объектов инфраструктуры тяговой подстанции, их анализ и оценка в режиме реального времени с целью классификации технического состояния объекта, формирования и отслеживания статуса заявки в Единой корпоративной автоматизированной системе управления инфраструктурой с учётом необходимых средств для решения той или иной выявленной проблемы», — объясняет технический директор Группы «Борлас» Сергей Кондаков.

Единая система мониторинга важна для своевременной оценки технического состояния оборудования, выявления предаварийных и аварийных состояний, определения тренда деградации технического состояния и своевременной реакции эксплуатирующих служб для устранения причин таких состояний. Хранимые данные помогают понять первопричину возникновения аварий. «Наша система позволяет анализировать предысторию возникновения событий и практически является первым шагом к созданию полноценной CIM-модели (общей информационной модели) тяговой подстанции», — говорит Сергей Кондаков.

Сейчас проект находится в развитии — «Трансэнерго» совершенствует инфраструктуру для непрерывного сбора данных. Внедрение подобных систем, позволяющих накапливать цифровую статистику о работе объектов инфраструктуры, а затем анализировать и обрабатывать эти данные, может дать огромный экономический эффект в масштабах предприятия — рост эффективности за счёт повышения эффективности труда и сокращения эксплуатационных затрат оценивается экспертами в среднем на уровне 15–20%. По текущим оценкам ОАО «РЖД», экономический эффект от цифровой трансформации составит для компании около 153 млрд руб.

«РЖД — компания с колоссальным ресурсом для развития цифровых технологий, — уверен Сергей Кондаков. — Главное — чтобы руководство РЖД и инициаторы проектов по цифровизации исходили из интересов людей — потребителей услуг, ведь от этого во многом зависит эффективность внедряемых инноваций».