Российский рынок ИТ-аутсорсинга в 2013 году превысил в объеме 60 млрд рублей, на него приходится примерно пятая часть российского рынка ИТ-сервисов. Среднегодовой темп роста ИТ-ауторсинга в России составляет 15%, это хороший показатель, и он сохранится как минимум в 2014 году и далее. Клиенты аутсорсинговых компаний становятся все более опытными, проекты усложняются, растет спрос на ауторсинг ИТ-инфраструктуры, а SLA становится действительно важным показателем для заключения контракта.
2013
Рынок ИТ-аутсорсинга, по оценкам TAdviser, в 2013 году составил 60,88 млрд рублей, что на 15% больше 2012 года (52,94 млрд рублей). В общей структуре доходов ИТ-сервисных компаний в 2012 году на ИТ-аутсорсинг пришлось 20,3%, а в 2013 году — около 20,5%. Оценки TAdviser совпадают с данными Forrester Research, согласно которым по итогам 2012 года рост отечественного рынка ИТ-аутсорсинга составил 15%, а в 2013 — от 15 до 17%.
Для сравнения, по данным ТОП-30 ИТ-аутсорсинговых компаний (включая сервисную поддержку) за 2013 год по версии Эксперт РА, их совокупный доход в 2013 году составил более 60 млрд рублей.
Наиболее частые клиенты аутсорсинговых компаний — это финансовые организации и банки, торговые компании, а также госсектор, предприятия энергетики, телеком-провайдеры.
Топ-10: сервисная поддержка, аутсорсинг
№ | Компания | Доходы 2013, тыс. рублей | Прирост выручки за год |
---|---|---|---|
1 | Maykor | 7 860 787 | 15,7% |
2 | ЦФТ - Центр Финансовых Технологий | 7 702 135 | 35,7% |
3 | «Ланит» | 7 125 198 | 10,5% |
4 | «Техносерв» | 5 785 989 | 19,3% |
5 | «КРОК» | 4 330 358 | -17,6% |
6 | «Энвижн Груп» | 3 632 350 | -4,7% |
7 | ITG (INLINE Technologies Group) | 3 580 605 | 18,9% |
8 | «Инфосистемы Джет» | 3 407 555 | 22,6% |
9 | «ИТСК» | 2 909 955 | 42,6% |
10 | «ФОРС» | 1 838 518 | -2,6% |
Эксперт РА, 2014
По данным Эксперт РА, крупнейшими ИТ-аутсорсинговыми компаниями в России по итогам 2013 года стали Maykor, ЦФТ — Центр Финансовых Технологий, «Ланит», «Техносерв», «КРОК», «Энвижн Груп», ITG (INLINE Technologies Group), «Инфосистемы Джет», «ИТСК», «ФОРС».
Как прокомментировали TAdviser в пресс-службе Microsoft, сегодня российские компании готовы не только формировать и предоставлять ИТ-услуги самостоятельно, но и руководствуясь задачами бизнеса передавать на аутсорсинг как простые задачи, например, сервис отдельных видов ИТ-оборудования и инфраструктуры, так и обслуживание бизнес ориентированных систем компании.
Ирина Семенова, вице-президента по маркетингу Maykor, считает, что на российском рынке ИТ-аутсорсинга становятся более востребованными сложные виды работ, рынок растет не только за счет сравнительно простых в техническом плане и формализованных работ, таких как классический ИТ-аутсорсинг (ITO) или MPS (аутсорсинг печати).
«По опыту Maykor, заказчики ИТ-работ становятся более профессиональными, большинство ИТ-директоров уже накопили положительный опыт взаимодействия с провайдерами услуг и понимают, что следует ждать от "правильного аутсорсера"», — считает она.
Участники рынка отмечают, что обсуждение параметров SLA перестало быть простой формальностью — заказчики ведут борьбу за каждую долю процента, но при этом уже не стремятся обеспечить 100% SLA, то есть теоретическое полное отсутствие простоев. Кроме того, как аутсорсинг все чаще выносится не только поддержка отдельных ИТ-систем, но и инфраструктурные сервисы. Впрочем, «бума» на рынке ИТ-аутсорсинга в 2014 году и далее не ожидается. В TAdviser прогнозируют, что рынок сохранит здоровый темп роста — на уровне 15%.
В условиях стагнации рынка предприятия обязательно станут все больше ИТ-функций передавать на внешнее обслуживание — только специализированные компании будут в состоянии концентрировать высокотехнологичную экспертизу. Сокращение непрофильных ИТ-функций и персонала неизбежно приведет к росту объемов ИТ-аутсорсинга, согласен Александр Щипков, директор по развитию «Борлас».
В Microsoft отмечают, что меняется структура спроса на ИТ-аутсорсинг.
«Изначально большой интерес к ИТ-аутсорсингу проявляли компании СМБ-сектора и стартапы, которые не готовы и не видят смысла в формировании ИТ-инфраструктур с нуля, но хотят потреблять и использовать ИТ услуги уже сегодня. Но по результатам прошлого года мы можем сказать, что представители крупного бизнеса уже не просто активно интересуются, но и тестируют и используют различные облачные сценарии в зависимости от своих задач», — отметили эксперты компании в беседе с TAdviser.
2012
По данным TAdviser, рынок ИТ-аутсорсинга в России в 2012 году составил в объеме 52,94 млрд рублей или 20,3% от всего рынка ИТ-сервисов и ИТ-аутсорсинга.
По данным совместного исследования 2012 года Marketvisio и Orange Business Services, уровень проникновения аутсорсинга на российский рынок ИТ-услуг пока еще заметно отставал от аналогичного показателя в Западной Европе, но отечественные компании продолжали динамично развиваться в этом направлении. 37% компаний корпоративного сегмента уже используют в том или ином объеме ИТ-аутсорсинг, а 28% из них планируют в 2012 году увеличить эту статью расходов, передавая все больше полномочий специализированным ИТ-провайдерам.
К использованию аутсорсинга крупный бизнес побуждают недостаточная экспертиза в области информационных технологий, нехватка ИТ-персонала и отсутствие передовых технологий, доступных внешним ИТ-провайдерам. Среди сдерживающих факторов применения аутсорсинга респонденты назвали высокую стоимость услуг стороннего провайдера в сравнении с содержанием собственного штата специалистов (47%) и угрозу потери контроля над собственными данными (32%).
Характер передаваемых на аутсорсинг услуг разнообразен, но среди наиболее востребованных можно выделить три сервиса. Более 40% крупных компаний передают на аутсорсинг развитие бизнес-приложений и интеграцию, за которыми с большим отрывом следуют аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и ее менеджмент. Также в числе перспективных направлений развития аутсорсинга многие компании называют услуги внешнего контакт-центра и облачные вычисления, но в ближайшее время они не смогут изменить общую картину рынка.
Выбирая провайдера ИТ-услуг, компании принимают во внимание ценовые условия (36%), качество предоставления сервисов (20%) и возможность комплексного обслуживания (13%). При оценке качества особое значение имеет возможность заключения SLA (service level agreement) на предоставляемые услуги. Неготовность провайдера брать на себя финансовую ответственность является причиной отказа от перехода на аутсорсинговую модель ИТ-услуг для 10% потенциальных заказчиков.
2011
В марте 2011 года группа «Астерос» представила прогноз развития рынка ИТ-услуг на 2011 год. Рынок ИТ-услуг в 2011 вырастет на 19% и составит порядка 4,9 млрд долларов. Лидерами роста станут сегменты ИТ-аутсорсинга системной интеграции и внедрения бизнес-приложений и другого ПО. Основной движущей силой ИТ-аутсорсинга будет рост доли услуг по модели SaaS, а направление в целом увеличится на 24%.
Российский рынок ИТ-услуг 2009-2011
Данные на 2011 год прогнозные. Астерос, 2010.
Источник: http://tadviser.ru/a/145951?