По оценкам TAdviser, объем рынка ИТ-аутсорсинга в 2014 году, по сравнению с прошлым годом вырос на 9% и достиг 66,3 млрд рублей. Положительная динамика сохранится и в 2015 году благодаря тому, что аутсорсинговая модель при высоком курсе иностранных валют становится для многих компаний значительно дешевле, чем инвестиции в развитие собственных ИТ.
TAdviser прогнозирует рост объема рынка ИТ-аутсорсинга по итогам 2015 года на уровне 5%, до 69,6 млрд рублей.
Выручка компаний на рынке ИТ-аутсорсинга России в 2014-2013 гг. (в рублях, с НДС)
Позиция | Компания | Выручка, 2014 год | Выручка, 2013 год | Динамика выручки, в %% |
---|---|---|---|---|
1 | Maykor |
10 893 023 |
9 275 729 |
17 |
2 | Техносерв |
8 597 281 |
6 827 467 |
26 |
3 | КРОК |
4 641 763 |
4 986 636 |
-7 |
4 | Ай-Теко |
2 619 722 |
1 019 798 |
157 |
5 | АМТ-Груп |
933 190 |
639 400 |
46 |
6 | AT Consulting * |
603 159 |
345 844 |
74,4 |
7 | АМТЕЛ-СЕРВИС |
336 000 |
248 000 |
35 |
8 | Борлас |
33 248 |
9 725 |
242 |
- | ICL Services ** |
3 218 574 |
2 925 976 |
10 |
* Данные были предоставлены с опозданием 7 октября 2015 г.
** Данные были предоставлены с опозданием 9 октября 2015 г. и внесены без номера позиции в качестве справочной информации
Источник: TAdviser Report, сентябрь 2015
В 2014 году наблюдалось замедление роста рынка ИТ-аутсорсинга по сравнению с 2013 годом. Это связано с тем, что в последнем квартале 2014 года заказчики осмысляли ситуацию и варианты дальнейших действий. Рост числа сделок на рынке начался после февраля 2015 года.
Несколько изменился и профиль самих проектов: от бурного развития к повышению эффективности использования имеющихся ресурсов. «Данная задача актуальна для большинства заказчиков, и ИТ-аутсорсер, у которого отлажены все процессы, решает ее, как правило, эффективнее внутренней ИТ-службы», — говорит Юрий Панченко, заместитель директора Сервисного центра по организации производства компании «Инфосистемы Джет».
«Для АМТЕЛ-СЕРВИС 2015 кризисный год стал годом возможностей и стремительного роста. Ключевым вектором развития компании и основным направлением бизнеса стали услуги ИТ-аутсорсинга и сервисной поддержки, — отмечает Дмитрий Кошкин, директор коммерческого департамента АМТЕЛ-СЕРВИС. — Услуги ИТ-аутсорсинга — это одно из самых перспективных направлений российского ИТ-рынка. От поддержки ИТ-систем, как от функции, рынок не сможет полностью отказаться ни при каких условиях, однако кризис дает повод владельцу ИТ-инфраструктуры внимательно оценить и пересмотреть стоимость данных сервисов. Как правило, результатом оптимизации становится полный или частичный переход на модель ИТ-аутсорсинга, изменение набора и параметров услуг, смена внешних подрядчиков или переход от мультисорсинга к одному или ограниченному количеству подрядчиков. Текущий 2015 год не является исключением: мы наблюдаем пролонгации сервисных контрактов в корпоративном и госсекторе, рост интереса и переход на полный ИТ-аутсорсинг небольших компаний, передачу поддержки инфраструктуры филиальной сети “в одни руки”. Также не может не радовать повышение зрелости российских компаний в части ИТ-аутсорсинга и облачных сервисов».
Крупнейшие проекты ИТ-аутсорсинга
Самые масштабные проекты аутсорсинга в области поддержки ИТ-инфраструктуры в России в 2012-2015 годах
№ | Заказчик | Отрасль | Партнер | Кол-во офисов/точек/магазинов | География |
---|---|---|---|---|---|
1 | Почта России | Услуги | ЦРТ-Сервис(Maykor) | > 42 000 | РФ |
2 | Федеральное казначейство | Госсектор | Сервионика ("Ай-Теко") | 9500 | РФ |
2 | Федеральное казначейство | Госсектор | Ай-Теко | 9500 | РФ |
3 | УЭК | Транспорт | ЦРТ-Сервис(Maykor) | > 5 000 | Московская область |
4 | Росреестр | Госсектор | "Ай-Теко" | 2500 | РФ |
4 | Росреестр | Госсектор | Техносерв | 2500 | РФ |
4 | Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" | Госсектор | "Орбита-сервис" | 2500 | РФ |
4 | Пенсионный Фонд России (ПФР) | Госсектор | "Техносерв" | 2500 | РФ |
5 | МегаФон Ритейл | Торговля | Maykor | 1800 | 500 городов |
6 | Центрально-Черноземный банк (Сбербанк РФ) | Финансы | Центр Информационных технологий | 1424** | 6 областей |
7 | "Ростелеком" | Телеком | Maykor | 1200 | Приволжский федеральный округ |
8 | Башинформсвязь | Телеком | Техносерв | 800 | Башкортостан |
9 | Балтбет | Услуги | Maykor | 600 | 190 городов |
10 | "Ростелеком - Розничные системы" | Торговля | Maykor | > 500 | РФ |
10 | "Финансовая группа "Лайф"" | Финансы | Ай-Теко | > 500 | РФ |
11 | Лето Банк | Финансы | Инфосистемы Джет | 440 | РФ |
12 | Сбербанк Восточно-Сибирское отделение | Финансы | Maykor | 430** | Восточная Сибирь |
13 | Kari | Торговля | Maykor | 403 | РФ |
14 | Группа Лайф | Финансы | Ай-Теко | 360 | РФ |
15 | Модный Континент (InCity) | Торговля | Maykor | 328 | РФ |
16 | ФНС | Госсектор | Техносерв | 320 | РФ |
17 | Банк Открытие | Финансы | Maykor | 300 | РФ |
18 | Детский мир | Торговля | Maykor | 277 | РФ |
19 | Melon Fashion Group | Торговля | Maykor | 250 | РФ |
20 | Oriola | Фармацевтика | Инфосистемы Джет | 240 | РФ |
Источник: TAdviser Report, сентябрь 2015
*Информация в таблице не является ранкингом. Проекты в таблице расположены относительно друг друга в порядке, примерно отражающем уменьшение их масштаба, исходя из количества городов, точек и пользователей, охваченных контрактом на ИТ-аутсорсинг
Среди крупнейших по охвату и масштабу российских проектов ИТ-аутсорсинга, информация о которых есть в базе TAdviser за 2012 — 2015 годы, выделяется проект Maykor для Почты России, который охватил 42 тысячи отделений предприятия по всей России. Его сумма является рекордной для отечественного рынка и составляет 13,5 млрд рублей на три года.
Как следует из данных TAdviser, представленных в таблице выше, наиболее масштабные проекты по передаче на аутсорсинг поддержки ИТ-инфраструктуры, реализуют госучреждения или предприятия с госучастием, такие как «Почта России», УЭК, «Сбербанк» и «Ростелеком».
Стоимость ИТ-аутсорсинга снижается
2014 год стал для многих организаций периодом оптимизации ИТ-расходов и сокращения издержек.
«Трендом последнего года для всех компаний стало снижение капитальных расходов (CAPEX) и рост доли операционных расходов (OPEX) в структуре затрат. Оптимизация затрат коснулась всех направлений работы, но внимание на ИТ-подразделения обратили в первую очередь», — говорит Никита Дергилев, директор по сервису и аутсорсингу компании «Техносерв».
По его словам, среди заказчиков наблюдался рост числа тех, кто стремится получить готовое решение и перейти на абонентскую модель потребления услуг. Желающих покупать отдельно серверы и отдельно решения стало намного меньше. «Если 5-6 лет тому назад компании на рынке еще могли брать на себя заботу об окупаемости средств, вложенных в ИТ, то сейчас они не готовы заниматься этим», — добавляет он.
В портфеле «Техносерва», по словам Дергилева, стало больше комплексных проектов. Для них характерен умеренный рост расходов заказчика при существенном наращивании объема предоставляемых ему работ. В результате заказчик получает экономию, сокращая или оптимизируя платежи, которые ему бы пришлось нести в случае продолжения контрактов с крупными вендорами.
Еще одна причина снижения стоимости аутсорсинга связана с освобождением ресурсов у компаний-подрядчиков из-за резкого падения рыночной активности. В связи с этим цены в рублях пошли вниз, считает Денис Бондаренко, директор по операционной деятельности «АДВ Консалтинг».
Поставщики ИТ-услуг наращивают компетенции в ИТ-аутсорсинге
На рыночные тенденции в сфере ИТ-аутсорсинга уже обратили внимание многие поставщики ИТ-услуг. Например, год назад в портфеле «Техносерва» практически не было соглашений с вендорами по предоставлению инфраструктуры и услуг с абонентской схемой оплаты.
«Прошедший год стал временем, когда мы активно наращивали свою экспертизу и расширяли продуктовую линейку, стремясь увеличить объем предоставляемых услуг аутсорсинга. Был существенно расширен список вендоров, в него попали компании, с которыми ранее на российском рынке не все были хорошо знакомы. На мировом рынке осознали сам факт перемен и возможность для новых игроков начать активное продвижение в России», — считает Никита Дергилев, добавляя, что ИТ-аутсорсинг стал одним из приоритетных направлений развития «Техносерва».
В Softline оборот направления ИТ-аутсорсинга и техподдержки за последний год вырос более чем на 30%. «Мы продолжаем расширять портфель услуг», — говорит руководитель этого направления Владимир Турлачев.
Госструктуры присматриваются к комплексному аутсорсингу
Госструктуры могут стать главным двигателем для активного развития комплексного ИТ-аутсорсинга. Дергилев из «Техносерва» связывает это с тем, что уровень подготовки ИТ-персонала и зарплата ИТ-специалистов часто не позволяет госучреждениям развивать собственные ИТ-сервисы на достаточном уровне.
Если в госкомпаниях пойдут по пути оптимизации штатной численности, то, скорее всего, под сокращения попадут вспомогательные подразделения, в том числе — ИТ-службы. Но при этом государственные структуры развивают функции ИТ-систем, что потребует серьезной ИТ-поддержки (например, в СМЭВ, электронном документообороте, порталах госуслуг).
«Более того, в крупных госструктурах — ФМС, Росрезерв, Росреестр — идет постоянный процесс по накоплению огромных объемов информации и работать с этими данными можно только на базе ИТ», — добавляет Дергилев.
Промышленные предприятия могут стать новыми крупными заказчиками
Если сейчас главные заказчики на рынке ИТ-аутсорсинга — это госструктуры, банки, телеком и энергетические компании, то в ближайшие два-три года в этот список могут войти и промышленные предприятия.
Это связано с процессом перехода промышленников на использование «умных» станков и модернизацией конструкторских бюро. Такие изменения требуют экспертизы и привлечения ИТ-консультантов. Зачастую для промышленных предприятий ИТ не является профильным направлением, что создает предпосылки для роста заинтересованности в развитии ИТ-аутсорсинга.
Разделение рынка на массовый и профессиональный сегменты
Рынок ИТ-аутсорсинга в будущем, вероятно, разделится на два сегмента: во-первых, на массовый рынок сервисов, в первую очередь завязанный на мобильные приложения и потребляемый из публичного облака, где основными заказчиками станет малый и средний бизнес. Во-вторых, на рынок профессиональных сервисов, оказываемых на базе частных облаков, в первую очередь, в формате PaaS. Основным заказчиком здесь выступит корпоративный сегмент.
«Гибридное ИТ становится нормой. Крупные компании корпоративного сектора все чаще отдают предпочтение профессиональным внешним ЦОДам», — говорит Александр Щипков из компании «Борлас».
Источник: http://tadviser.ru/a/145951